После начала Первой мировой войны обычай наряжать на Рождество ёлку оказался в России почти под запретом, как "антипатриотический" (ввиду германского происхождения этой традиции). Октябрь 1917 года вернул детворе ёлки, и первые годы после революции ёлки наряжались повсюду. Известно, что в январе 1919 года глава Советского правительства В. Ульянов-Ленин участвовал в празднике рождественской ёлки.
На Рождество 7 января 1924 года в доме Ульяновых для детей из соседних деревень тоже был устроен праздник – наряжена пятиметровая елка. Журналист Михаил Кольцов, побывавший в доме Ленина сразу после его смерти, писал: "Стоит неубранная ёлка, в бусах, свечечках и ватном инее – последняя забава маленьких друзей...".
Однако к этому времени в печати уже стала звучать критика рождественских ёлок. Их не запрещали, но всячески высмеивали. Смоленский журнал "Долой богов!" писал в 1923 году: "С рождественскими ёлками бороться НЕ НАДО, но их обязательно надо использовать с антирелигиозной целью. Ёлку хорошо соединить с антирелигиозной выставкой... Среди вещей на выставке могут фигурировать, например: кожа, которой бог прикрыл наготу Адама; яблоко (гнилое) познания добра и зла; кусок соли из жены Лота, превращённой богом в соляной столб; ключ от царства небесного; перо из хвоста архангела Михаила".
Популярная детская частушка тех лет:
Комсомольцы, комсомолки
Мы обходимся без ёлки.
Во –
И боле ничего!
А вот более пространные "анти-ёлочные" стихи 1923 года (они тоже обращены к детям):
Вместо песен нынче – речи.
Стал для вас хлопушкой – Кольт.
Блекнут ёлочные свечи
Перед лампой в тыщу вольт.
Вы к иным привыкли звукам.
Вы иных взалкали грёз.
Не сродни октябрьским внукам
Старомодный Дед-Мороз.
Вы не кружитесь без толку
В темпе полек: раз и два...
Так – берите, братцы, ёлку
И рубите на дрова!
Чтоб, смеясь, испеплить в печке
В хвойном брызжущем жару
Звёзды, гроздья, блёстки, свечи –
Всю Христову мишуру!
К концу 20-х годов сторонники рождественской елки окончательно "ушли в оппозицию" – многие наряжали её дома, но в школах или детских садах никаких ёлок больше не устраивалось. Один из рождественских лозунгов начала 30-х годов гласил: "Не губите ёлок. Не празднуйте рождества!". Другой популярный стишок того времени: "Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов!".
На сатирическом рисунке Е. Самсоновой в 1928 году была изображена рождественская ёлка в доме ответственного работника. Один из гостей укоризненно спрашивал у хозяина:
– Как же так: при твоём положении – и вдруг... ёлка!
– Да, – невозмутимо отвечал тот, – но ведь она у меня с красными лампочками!
Возвращение ёлки произошло только в конце 1935 года. Газета "Правда" опубликовала письмо видного большевика Павла Постышева, где он писал: "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые" загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец... Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах".
При своём торжественном возвращении в СССР ёлка из рождественской превратилась в новогоднюю: венчавшая её восьмиугольная Вифлеемская звезда сменилась пятиконечной красной, а Рождественский Дед окончательно превратился в светского Деда Мороза. Появились и новые советские ёлочные украшения: в том числе игрушечный крейсер "Аврора", фигурки Феликса Дзержинского, красноармейцев, милиционеров, стеклянные шары с изображением вождей революции. Советские сатирики шутили, что теперь вместо букв "ИХ" ("Иисус Христос") ёлку следует украшать буквами "ПП", то есть "Павел Постышев".
В 50-е и 60-е годы стали популярны ёлочные игрушки на тему освоения космоса: фигурки космонавтов в скафандрах, стеклянные ракеты и космические корабли.
Характерно, что Лев Троцкий в 1936 году решительно осуждал "возрождение рождественской ёлки" в СССР, считая, что оно, среди прочих признаков, ярко показывает, "насколько глубоко успел прогнить правящий слой Советского Союза".
Любопытно, что в годы войны германские власти на оккупированной территории СССР тоже поднимали тему "возвращения ёлки". Перед Рождеством они рекомендовали проводить утренники для детей с наряженной ёлкой под девизом "Как детей чекист советский чудной ёлочки лишил, но затем солдат немецкий детям ёлку возвратил". В роли злой Бабы-Яги, согласно сценарию утренника, выступал сотрудник НКВД.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Автор очерка – Александр Майсурян.
Очерк составлен по материалам книги А. А. Майсуряна "Другой Ленин" (2006 г., издательство "Вагриус").
При воспроизведении настоящего материала необходимо указание авторства, в интернете – гипертекстовая ссылка.