С января 1924 года в СССР была введена метрическая система, в своё время введенная ещё в революционной Франции. Фунты, аршины, вёрсты и других старинные меры веса и длины уходили в прошлое. Из всех перемен революции эта встретила, пожалуй, меньше всего сопротивления. Хотя среди простого народа её приняли не сразу. Характерная шутка из печати того времени:
"Метрическое.
– Прихожу в молочную, дайте, говорю, молока...
– Литр вам?
– Не литр, а молока...
– Литр?
– Да молока же...
– Литр?!!!
– Ну, дайте хоть литр...
Дали этого самого литра, а оно, оказывается, ни дать, ни взять – молоко...".
Писатель Василий Лебедев-Кумач юмористически описывал воображаемый разговор двух обывателей в будущем, когда новые меры войдут в быт (тогда эта беседа звучала весьма забавно):
"– Ну как, Ваня? Раздавим ещё поллитрика? А?
– Нет, я пас! Тебе можно! Вон ты какой здоровый, в плечах косых два метра, и сам, как километр коломенский! Я перед тобой, как муха.
– Это, брат, ничего не значит. Мал миллиграмм, да дорог!.. Так выпьем ещё поллитрёночка, а?
– Нет, не хочу! Пойдём лучше ко мне.
– Вот ещё, за семь километров киселя хлебать! Не пойду!".
Гораздо большее противодействие вызвало в обществе введение григорианского календаря. Согласно подписанному Лениным декрету, после 31 января 1918 года наступало не 1 февраля, а 14-е. Россия, таким образом, догнала по календарю Европу, от которой отставала в ХХ веке на 13 суток.
Однако православная церковь не пожелала подчиняться этому декрету и переходить на новый стиль. Таким было общее настроение верующих, изменить которое не удавалось. В столь упорном неповиновении власти усматривали явный вызов и старались его сломить. Часть духовенства в 20-е годы все-таки перешла на новый стиль. Шутки 1923 года (из журнала "Дрезина"):
"Успевают.
– А Успение вы, батюшка, как праздновали, по старому или по новому?
– А и так, и сяк, милая.
– Как же это вы успеваете?!
– А на то, милая, оно и Успение... Хе-хе-хе."
"– Трудно договориться насчёт рождества! Бабушка желает праздновать по старому стилю. Маменька по новому, а папаша – по Петротекстилю: говорит, – когда жалованье выдадут, тогда и праздник!"...
В конце концов, однако, государство смирилось с тем, что церковь живёт по старому, юлианскому стилю. Острая борьба с церковью не утихала вплоть до 40-х годов, но шла уже по другим вопросам.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Автор очерка – Александр Майсурян.
Очерк составлен по материалам книги А. А. Майсуряна "Другой Ленин" (2006 г., издательство "Вагриус").
При воспроизведении настоящего материала необходимо указание авторства, в интернете – гипертекстовая ссылка.