Александр Майсурян. Публикации |
«РАССКАЗЫ ПО РЕВОЛЮЦИОННОЙ И СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ»
Вернуться на главную страницу Вернуться к оглавлению "ОБРИТИЕ БОРОДЫ КАРЛА МАРКСА"
Английский писатель-фантаст Герберт Уэллс в 1920 году посетил Советскую Россию и написал об этом книгу "Россия во мгле". Эта книга широко публиковалась в СССР, в частности, в 1958 и 1970 годах. В ней Уэллс, в частности, с раздражением писал о слишком громадной, по его мнению, бороде Карла Маркса: "Куда бы мы ни приходили, повсюду нам бросались в глаза портреты, бюсты и статуи Маркса. Около двух третей лица Маркса покрывает борода, широкая, торжественная, густая, скучная борода, которая, вероятно, причиняла своему хозяину много неудобств в повседневной жизни. Такая борода не вырастает сама собой; её холят, лелеют и патриархально возносят над миром. Своим бессмысленным изобилием она чрезвычайно похожа на "Капитал"; и то человеческое, что остаётся от лица, смотрит поверх неё совиным взглядом, словно желая знать, какое впечатление эта растительность производит на мир. Вездесущее изображение этой бороды раздражало меня всё больше и больше. Мне неудержимо захотелось обрить Карла Маркса. Когда-нибудь, в свободное время, я вооружусь против "Капитала" бритвой и ножницами и напишу "Обритие бороды Карла Маркса"".
Английскому фантасту не удалось осуществить своё намерение. Зато революционную бороду Карла Маркса постепенно сбрила сама история. Большевики старшего поколения (Ленин, Троцкий), как известно, носили бороды, как и их учитель – Карл Маркс. Борода и усы Ленина, усы Сталина были важнейшей частью их образов, им придавалась почти магическая, волшебная сила. Например, на картинах, где Ленин провозглашал Советскую власть, его непременно изображали с бородой и усами. Хотя в действительности в этот день он был чисто выбрит – с целью маскировки. Любопытно проследить, как постепенно исчезали эти карнавально-сказочные атрибуты (бороды, усы) из облика советских руководителей. Уже Ленину, Троцкому и их соратникам пришлось "укоротить" завещанную им чересчур обширную бороду Маркса: они оставили себе только скромные бородки клинышком. Затем, в 20-е годы, в Кремле разгорелась война между "бородатыми" и "безбородыми". Случайно ли то, что первые хотели мировых перемен, а вторые предлагали ограничиться одной страной? Победили последние, сбрившие революционные бороды и оставившие на своих лицах только аккуратно подстриженные усы. В 30-е годы борода уже воспринималась как вызов новой эпохе, символ прошлого, знак оппозиции. Один из кремлёвских руководителей Лазарь Каганович вспоминал: "Я бороду носил до тридцать третьего года. Сталин говорит: – Зачем тебе борода? Я говорю: – Давно ношу. Сталин: – Надя, дай ножницы, я ему сейчас срежу бороду! Я говорю: – Хорошо, я бороду сниму сам..." Но впереди безбородых победителей ждала новая война – на этот раз против "безусых". И они потерпели в ней полное поражение. В начале 60-х годов уже усы стали новым символом оппозиционности и "ретроградства". На карикатурах в советской печати "наследников Сталина" неизменно изображали с усиками... Полувековой юбилей революции застал всех высших руководителей страны безбородыми и безусыми. "Обритие бороды Карла Маркса" было полностью завершено... Зато среди молодежи возникла новая мода на бороды и длинные волосы. Они вновь, как и столетием ранее, сделались своеобразным символом вольнодумства, независимого образа мыслей и поведения. Сатирики 50-х годов называли юных бородачей "дикообросами" (нечто вроде дикообразов). Один из юмористических рисунков 1962 года изображал "Молодёжное кафе". Все посетители кафе – молодые люди с большими бородами... Журналист Алексей Аджубей вспоминал: "Бороды воспринимались как вызов общественному мнению, и если их насильственно не состригали по примеру Петра, то всё же они сильно портили репутацию. Ссылки на внешность Маркса, Энгельса и Ленина объявлялись кощунством". Отношение к бородам несколько смягчилось в 60-е годы, после победы на Кубе революционеров-"барбудос" (то есть "бородачей"). В фильме "Шантаж" (1972 год) из популярного телесериала "Следствие ведут Знатоки" одна из отрицательных героинь говорит: "Три месяца тому назад зачастил один юноша с окладистой бородой в тёмных очках... Такая странная пошла мода среди нынешней молодёжи, простите, вы не находите, – борода? Я говорю: Петра Первого на вас нет, он бы вас живо всех обрил!". Вкладывая такие слова в уста заведомо отрицательного персонажа, авторы фильма тем самым явно "берут под свою защиту" бородатых от необоснованных нападок...
|