Александр Майсурян. Публикации





«РАССКАЗЫ ПО РЕВОЛЮЦИОННОЙ И СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ»

Вернуться на главную страницу
Вернуться к оглавлению


ОБЩЕСТВО "ДОЛОЙ СТЫД!"

       Бульварно-эротическая печать России по-своему отразила приход большевиков к власти: как наступление эры вседозволенности. На рисунке в одном из таких изданий в ноябре 1917 года изумлённая хозяйка спрашивает свою кухарку, которая расхаживает по кухне голой, в одном фартуке и платочке:
       "– Почему ты в таком виде?
       – А в хвосте (очереди. – А. М.) говорили: "большевики придут, всё с тебя снимут!". Так вот я уж заранее всё с себя сняла!.."
       На другом рисунке хорошо одетый кавалер игриво интересуется у обнажённой девушки, плескающейся в ванне:
       – А к какой партии вы принадлежите?
       – Разве вы не видите, что "большевичка", – томно отвечает она, – у меня нет даже тени какого-либо стыда!..
       Пожалуй, расцветшее в молодой Советской республике движение нудистов стало самым ярким символом сексуального раскрепощения. Особенно прославился своими шокирующими демонстрациями поэт Гольдшмидт, который появлялся перед публикой не только обнажённым, но и выкрашенным коричневой краской "под негра". Из либеральной газеты "Современное слово" за апрель 1918 года: "Футурист-большевик, ходящий полуодетым по улицам, Гольдшмидт, распотешил Москву, поставив сам себе памятник на клумбе перед Большим театром. Небольшая его статуэтка в голом виде, с кусающей его пятку собакой, была открыта им по заведённому ритуалу. Перед кучкой зевак и прохожих он произнес прочувствованное слово, а затем отдёрнул покрывало".
       Знаменитая танцовщица Ида Рубинштейн выступала без одежды на сцене, что тоже казалось в те времена шокирующим и непривычным. Слухи обо всех этих вольностях доходили и до белогвардейцев, которые в 1919 году выпустили сатирический плакат "Вздорожание мужского костюма в Совдепии". Согласно плакату, цены на одежду так выросли, что она оказалась "не по карману" рядовым советским обывателям. Они поневоле бродят по улицам голыми. Подпись гласит: "В большевистском раю можно ходить голыми, прикрываясь газеткой "Коммунист""...
       На несколько лет Россия оказалось "страной победившего нудизма". Делегации советских нудистов в 20-е годы были самыми многочисленными на международных нудистских конференциях. На основе нудизма развивался и массовый детский отдых – в пионерском лагере "Артек" все дети купались без одежды (что подтверждает архивная киносъёмка). Детский журнал "Мурзилка" помещал фотографии ребят, которые в жаркий день "жарятся на солнце" безо всякой одежды. Здесь же печаталось и шутливое письмо Карла Маркса к маленькой дочери, где классик писал: "Я не любитель стеснений и терпеть не могу жаркой и душной английской атмосферы, – поэтому не удивляйтесь, если увидите меня в одежде вроде той, что носил праотец Адам. Надеюсь, что ваши гости сами в таком же роде". Обложка детского журнала «Мурзилка» за 1928 год, иллюстрирующая распространение натуризма в детском отдыхе
       Печать тех лет проявляла весьма сочувственное отношение к "здоровой наготе". На рисунке К. Елисеева в 1925 году пожилой человек, закутанный в пальто и шарф, с грустью смотрел на идущего по улице босоногого мальчишку в одних трусах: "Счастливая молодежь! У меня в детстве кожа подвергалась благотворному действию воздуха только тогда, когда меня раздевали для порки...".
       На карикатуре из журнала "Ворон" (в 1924 году) по улице идёт команда футболистов, одетых только в трусики. Вслед брезгливо смотрят декольтированные нэпманши:
       – Фи, Пьер! – говорит одна своему спутнику. – Как им не стыдно ходить полураздетыми среди белого дня по улице?
       На другом рисунке вслед босоногому физкультурнику недоумённо смотрит тоже босой "святой старец":
       – Батюшки! – восклицает он. – Советский святой, что ли?
       А в конце 1924 года вся страна устно и в печати принялась живо обсуждать новое небывалое событие – демонстрации московского общества "Долой стыд!". Члены этого общества – мужчины и женщины – появлялись на улицах и ездили в трамваях совершенно голые, украшенные только лентами через плечо с лозунгом "Долой стыд!". Художница Наталья Северцова-Габричевская рассказывала о реакции прохожих: "Кто-то хохотал до слёз, кто-то плевался. Старухи крестились, говоря: "Апокалипсис! Конец света!" и растерянно спрашивали у прохожих: "Что ж это? И нас заставят раздеться?"". Мальчишки в полном восторге бежали за демонстрантами следом. Карикатура Ка-Фр'а «Голая пропаганда» (фрагмент) на общество «Долой стыд!». 1924 год
       Писатель Михаил Булгаков записал в дневник в сентябре 1924 года: "Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо "Долой стыд". Влезали в трамвай. Трамвай останавливали, публика возмущалась".
       Демонстрации общества "Долой стыд!" стали в эти месяцы излюбленной темой для острот. В октябре 1924 года харьковский журнал "Красная оса" шутливо сообщал: "Снова голые. Отделом демографической статистики зарегистрировано за вчерашний день появление в Харькове 18 голых. Роды во всех случаях прошли благополучно".
       Первое время растерянная милиция не знала, как поступать со столь необычными нарушителями порядка. Наконец, сам нарком здравоохранения Николай Семашко в центральной газете "Известия" дал необходимые разъяснения. "Подобное поведение необходимо самым категорическим образом осудить со всех точек зрения, – заявил он. – Во-первых... жестоко ошибаются, когда думают, что если ходить голым, отрастить волосы и ногти, то это будет самая настоящая "революционность"... Во-вторых, путешествие по Москве в голом виде совершенно недопустимо с гигиенической точки зрения. Нельзя подставлять своё тело под пыль, дождь и грязь... Улицы Москвы – не берег Чёрного моря... В-третьих, очень спорно, содействует ли это дикое новшество нравственности. Мы протестуем против "голых танцев" и не можем не протестовать против этого новшества. В тот момент, в который мы живём, когда ещё не изжиты капиталистические уродства, как проституция, хулиганство, обнажение содействует не нравственности, а безнравственности... Поэтому я считаю абсолютно необходимым немедленно прекратить это безобразие, если нужно, то репрессивными мерами".
       Но даже суровая отповедь наркома не заставила натуристов сдаться. Они нашли в ней лазейку: если Москва – не берег Чёрного моря, то, значит, на берегу Чёрного моря их демонстрации всё-таки возможны? И следующая демонстрация "Долой стыд!" прошла в Севастополе... Тогда их принялись запрещать и здесь... Карикатура на наркома здравоохранения Семашко в связи с его борьбой с обществом «Долой стыд!». 1925 год
       Уже 26 августа 1924 года власти города Алушты приняли постановление, которым запретили "не вызванное гигиеническими потребностями публичное и откровенное обнажение тела, а также всякого рода безнравственные демонстрации" и "публичное проявление интимно-половых отношений". Журнал "Крокодил" по этому поводу иронизировал: "Эх, кончилось счастье людское. Крышка: больше публично не станут проявлять интимно-половых отношений. Хватит, голубчики".
       Именно в это время в красной России наметился поворот в отношении к нудизму. Сатирики Ильф и Петров высмеяли нудиста-недотёпу, устраивающего демонстрацию, в хлёстком фельетоне "Идейный Никудыкин". Журналы стали печатать ехидные шутки вроде таких – покупательница в магазине возмущается:
       – Как вам не стыдно так обвешивать?!
       – Я, гражданка, член Общества "Долой Стыд".
       Демонстрации без одежды на городских улицах запретили. Нудизм окончательно вытеснили в сферу семейного отдыха. Однако и здесь его массовость производила в те годы на иностранцев неизгладимое впечатление. Лауреат Пулитцеровской премии Х. Р. Кникерборгер описал свое путешествие в 1931 году по берегам Москвы-реки. Он оказался гостем настоящей фантастической "страны нудистов". Вот его наблюдения: "Тысячи мужчин и женщин, девочек и мальчиков, дети на руках, бабушки и дедушки играют в игры, едят провизию, обычную для пикника, купаются в реке или просто принимают воздушные ванны, греясь на солнце... Большинство участников пикника, юных атлетов и более старших людей – полностью обнажены... Группа юношей соревнуется в прыжках в длину. Полусотня их находится в яме для прыжков, либо ожидает своей очереди. Все они раздеты. Среди них нет девушек, но вскоре полдюжины девушек в легких летних платьях, проходя мимо, останавливаются, чтобы понаблюдать за прыжками... На другой стороне группа девушек играет в ручной мяч. Они обнажены... Ниже, в реке, несколько сотен женщин всех возрастов плавают, плещутся или просто беседуют, стоя по колено в воде. Никто не обращает на них особого внимания".
       Из своих наблюдений гость делал такой любопытный вывод: "Снимание одежды – наиболее радикальное уравнительное действие, которое может быть предпринято человечеством... При обнаженности классовые различия исчезают. Рабочие, крестьяне, конторские работники становятся вдруг просто людьми. Это, в краткой форме, излагает... главную цель советских революционеров. Вот почему... этим летом в Советском Союзе, на каждой его реке, на берегах всех его озер и морей, буквально миллионы мужчин и женщин плавали и загорали под солнцем без одежды, естественно, как будто по-другому не могло и быть...".
       В 30-е годы советская печать ещё продолжала едко высмеивать "ханжество" в области одежды. Например, в 1939 году журнал "Крокодил" в рубрике "Музей глупости" помещал такое сообщение: "В Париже известный оперный певец был приговорён судом к 50 франкам штрафа за то, что, с его разрешения, и даже по его прямому приказу его дочь выкупалась в Сене без купального костюма. С другой стороны, судья не нашёл возможным наложить взыскание на неё самоё, ввиду её возраста: ей... четыре года". Другая заметка с той же страницы: "Президент Флоридского университета (США) Мэрфи... сказал: "Декольтированные платья, закатанные чулки и короткие юбки являются порождением дьявола и приведут современное и будущее поколение к хаосу и разрушению!".
       В 40-е годы советские журналы и газеты стали сообщать о деятельности западных нудистов уже в совершенно ином тоне. Заметка "Бред сумасшедших" из печати 1948 года: "Конференция американского движения нюдистов, выступающих за то, чтобы все люди ходили голыми, приняла решение о том, что нюдисты могли бы "содействовать делу достижения мира во всём мире". Конференция предложила, чтобы солдаты армий всего мира сражались без военной формы, голые, – тогда никаких военных действий не произойдёт, так как "солдаты не смогут определить, где же их враг и где свои солдаты".



ЛЕНИН КАК НУДИСТ

       Среди тысяч и тысяч памятников Ленину нет, вероятно, ни одного, который изображал бы его обнажённым. Между тем автор подобной скульптуры не сильно погрешил бы против правды истории – ведь Владимир Ильич был сторонником нудизма.
       Движение нудистов (натуристов) возникло в Германии и Австрии на рубеже XIX-XX веков. Обнаженное тело для натуристов стало символом возвращения к природе, естественного и здорового образа жизни. На пляжах и в других местах отдыха нудисты проводили время без одежды, бросая тем самым вызов чувству "ложного стыда" и общественным условностям. Нудисты проповедовали трезвость, отказ от курения, гимнастику, вегетарианство. В России среди сторонников этого движения оказались такие заметные фигуры, как Лев Толстой и Максимилиан Волошин. Нудизм завоевал симпатии и среди русских революционеров. Что было нисколько не удивительно – ведь в натуризме видели нечто вроде продолжения революции в области культуры и здоровья.
       Находясь в Австрии, эмигрант Владимир Ульянов побывал на нудистском пляже, и это посещение произвело на него самое благоприятное впечатление. Он решительно высказался в пользу "здорового образа жизни", который проповедовали нудисты. Разделяла эти идеи и супруга Ленина – Надежда Константиновна Крупская. К числу сторонников нудизма принадлежали и другие видные большевики – например, Анатолий Луначарский, Николай Бухарин, Александр Богданов...
       В 1917 году Владимир Ильич вернулся в Россию. После европейской раскованности отечественный пляж (летом того же года) произвел на него удручающее впечатление: пустынный, с одинокими купальщиками, которые, стесняясь своей полуодетости, робко прятались за кустами.
       "Вот за границей это уже превзойдено, – заметил Ленин сопровождавшему его Бонч-Бруевичу. – Там нигде нет такого простора и, например, в Германии, на озёрах такая колоссальная потребность в купании у рабочих, у гуляющей по праздникам публики, а в жаркое лето ежедневно, что там все купаются открыто, прямо с берега, друг около друга, и мужчины и женщины. Разве нельзя раздеться аккуратно, и пойти купаться без хулиганства, а уважая друг друга?.. Помилуйте, за границей же купаются вместе сотни и тысячи людей, не только в костюмах, но и без костюмов и, однако, никогда не приходится слышать о каких-либо скандалах на этой почве. С этим надо решительно бороться... Нам предстоит большая работа за новые формы жизни, упрощенные и свободные, без поповской елейности и ханжества скрытых развратников".
       Годом позже российские пляжи приобрели уже совершенно иной вид. Бульварная газета "Московский звонарь" летом 1918 года под заголовком "Свобода купания" описывала характерную сценку:
       "– Разойтись!.. Не место тута!.. Слышь, што ля?
       – Свобода, товарищ... Что же гонишь?..
       – Говорю, что тут собрамшись?.. Разойдись!.. Стрелять буду!.. – кричит товарищ-милиционер.
       В чем мать родила купальщики "рассыпным строем" лежат по набережной. Публика с трамвая буквы "А" разражается громким хохотом, а иные не знают, куда девать глаза". И, как ни странно, в подобных спорах тогда побеждал не пуритански настроенный милиционер, а раскрепощенные купальщики...
       В своих сочинениях Ленин хоть и не упоминает о нудизме прямо, но несколько раз ядовито высмеивает "отвратительнейший образец высохшей и анемичной, истеричной старой девы, гордой своей бесплодной моральной чистотой... которая жеманно настаивает на необходимости фигового листка".
       Между прочим, нудистом был и последний русский император – Николай II. (Сохранилась кинопленка: обнаженный государь ныряет в реку, в таком же костюме купаются и его домочадцы). В конце XX века среди российских нудистов появилась даже такая шутка: "Если бы Ленин и Николай II познакомились в каком-нибудь натурклубе, то, может, и революции бы не случилось"... Но это, конечно, мягко говоря, крайне сомнительно...

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


        Автор очерка – Александр Майсурян.
       Обложка книги «Другой Ленин» Обложка книги «Другой Брежнев» Очерк составлен по материалам книг А. А. Майсуряна "История России. ХХ век" (1996 г., издательство "Аванта+"), "Другой Брежнев" (2004 г., издательство "Вагриус") и "Другой Ленин" (2006 г., издательство "Вагриус").
       При воспроизведении настоящего материала необходимо указание авторства, в интернете – гипертекстовая ссылка.


ГОСТЕВАЯ КНИГА


Адрес для электронной почты – maysuryan@gmail.com
















Сайт создан в системе uCoz
-->